Заместители есть не только у министров, но и у капиталистов. Но нуждается ли в них современный российский бизнес? Не всегда и не во всяких, считают сами заместители, их руководители и эксперты.
Александр Острогорский
До сих пор в российских компаниях нередко бывает, что чем выше уровень руководителя, тем больше у него заместителей, отмечает Наталья Куртанова, региональный директор рекрутинговой компании Kelly Financial Resources. Одна из причин — острый дефицит универсальных менеджеров, говорит она.
В западных компаниях такую приставку к должности встретить довольно сложно, комментирует управляющий партнер хедхантинговой компании Transearch/Top Hunt Станислав Алексеев: “В международных компаниях я сталкивался с заместителями лишь в ситуациях, когда происходит плановая замена руководителя. Преемник на какое-то время становится заместителем, чтобы и он сам, и его будущие подчиненные могли подготовиться к смене власти”. Во всех остальных случаях заместителей гораздо правильнее было бы называть руководителями направлений, говорит Антон Харитонов, исполнительный директор и заместитель генерального директора компании “Курортинформ-техноинвест”.
Но далеко не все собственники и гендиректора российских компаний готовы согласиться с этой точкой зрения. “Заместители нужны — в том или ином виде они есть у каждого владельца, каждого первого лица компании”, — говорит Сергей Бобриков, гендиректор и акционер холдинга “Комус”. И совсем не важно, как называть их должность — просто заместитель, вице-президент или исполнительный директор. “Все зависит от корпоративной модели управления, от национальных корней компании и от литературных талантов ее руководителей”, — продолжает он. В “Комусе” работают два заместителя гендиректора, которые занимаются двумя крупными бизнес-процессами — закупками-продажами и финансами. “Когда у нас было 1000 товарных позиций, я мог сам управлять ассортиментом, а когда их уже 15 000, это невозможно. Моя роль теперь — стратегическое развитие, контроль ключевых показателей и общее управление бизнесом. Остальное пусть решают замы”, — говорит Бобриков.
“Во многих российских компаниях, — рассказывает Алексеев, — собственники не хотят выпускать бразды правления из рук, но не имеют возможности или желания работать полный рабочий день. В таких случаях для оперативного управления компанией они подбирают себе одного или нескольких заместителей”. Как конкретно будут называться их должности, зависит от готовности владельца делегировать полномочия и степени доверия к конкретным людям.
Хорошими заместителями становятся люди, ориентированные на работу в команде, безусловно коммуникабельные, не лишенные навыков руководства людьми, говорит Анастасия Гушанская, консультант Kelly Financial Resources. И, возможно, самое сложное — потенциальный заместитель должен подойти своему будущему руководителю как по деловым качествам, так и по личностным характеристикам. Пригодится и готовность к большому объему рутинной работы. В департаменте по работе с персоналом компании “Росгосстрах” проведение планерок, контроль за исполнением поручений, составление отчетов падают на заместителя департамента Татьяну Князеву. Но помимо этого, рассказывает она, “я обязана быть в курсе происходящего в департаменте, должна быть готова в любой момент подменить шефа на совещаниях, в командировках”. “В моем понимании такая гибкость в распределении ролей вполне оправданна”, — говорит Князева.
На первом месте при выборе заместителя всегда стоит вопрос личного доверия. “Топ-менеджерами такого уровня, — говорит Бобриков из "Комуса", — обычно становятся люди команды, проверенные временем и делами, с которыми комфортно работать. Кандидаты со стороны, пусть со степенью MBA и хорошим опытом работы, — всегда темные лошадки, которым можно доверить многое, но нельзя — главные сферы бизнеса”. В идеале руководитель и его зам должны обладать общими ценностями и понимать друг друга с полуслова, считает Светлана Емельянова, генеральный директор консалтингового центра “Шаг”. А еще у них должен быть один темп работы, отмечает она.
Такая сыгранность возникает далеко не сразу. Если зам по административным вопросам появился в компании Емельяновой три года назад, то еще один заместитель, способный взять на себя управление основными бизнес-процессами, — еще через полтора года. “Каждый из них курирует несколько подразделений компании, назвать их руководителями того или иного направления невозможно”, — говорит она.
Гораздо проще добиться взаимопонимания с тем, с кем когда-то вместе начинал бизнес. Алексей Ильин, генеральный директор и главный редактор издательства “Альпина Бизнес Букс”, считает своим заместителем директора по маркетингу и партнера по бизнесу Александра Лиманского: “С ним мы составляем, по сути, коллективного генерального директора. Я руководитель предпринимательского типа — мне легко генерировать новые идеи и управлять изменениями. У Лиманского другие сильные стороны — администрирование и достижение целевых показателей. Поэтому он взял на себя курирование финансов, продаж и маркетинга, а я — производство, редакционную политику и общие управленческие вопросы”.
Статья получена: Клерк.Ру