Москва реализует приоритетный национальный проект "Доступное и комфортное жилье - гражданам России".
Уже в самом начале нового года столичные законодатели сумели порадовать москвичей. Мосгордума приняла Закон "О внесении изменения в Закон города Москвы от 14 июня 2006 года № 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения", положив хорошее начало очередному этапу парламентской деятельности. В обсуждении законопроекта, помимо депутатов, активное участие приняли представители Департамента экономической политики и развития города, Центра законотворчества Москвы, столичного Центра реформы в жилищно-коммунальном хозяйстве и других городских структур.
Закон действительно своевременен, чрезвычайно важен и востребован.
Тысячи горожан с нетерпением ожидали его появления, чтобы улучшить свои жилищные условия, отметил в своем выступлении перед коллегами в ходе рассмотрения документа в Думе председатель комиссии по городскому хозяйству и жилищной политике Степан Орлов.
По его мнению, безвозмездные субсидии для граждан - один из самых актуальных способов улучшения жилищных условий. Теперь гораздо большее количество московских семей сможет улучшить свои жилищные условия, воспользовавшись такой формой, как безвозмездная субсидия. Я думаю, подчеркнул депутат, что нам необходимо развивать подобные формы улучшения жилищных условий. Данный закон - это еще один шаг на пути их реализации. Необходимо обратить внимание на то, что данный закон не содержит никаких противоречий ни с федеральным, ни с городским законодательством.
С точки зрения Степана Орлова, предлагаемая схема процентного распределения субсидий с учетом количества лет, прошедших с момента постановки гражданина на жилищный учет, значительно улучшает положение практически всех жителей мегаполиса, имеющих право на получение субсидий.
Вот что рассказал депутатам в ходе рассмотрения законопроекта руководитель Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Петр Сапрыкин:
- Еще в 2006 году Московская городская Дума приняла пакет городских законов. С целью их реализации было принято постановление Правительства Москвы о среднесрочной жилищной программе "Москвичам - доступное жилье", рассчитанное на 2007 - 2009 годы. Основная цель данного постановления - сократить к 2010 году в два раза количество очередников и уменьшить срок ожидания получения ими жилого помещения до 10 лет.
Реализация этой задачи, - сообщил глава городского ведомства, - базируется на тех ресурсах, которые утверждены постановлением Правительства города в апреле 2006 года в среднесрочной программе строительства жилья в городе. Между тем столичные власти уже сейчас понимают, что полностью рассчитывать только на строительство жилья за счет средств городского бюджета для выполнения столь масштабной задачи невозможно. Необходимо активнее использовать иные, уже наработанные, положительно себя зарекомендовавшие ранее механизмы помощи нуждающимся жителям города Москвы в жилищной сфере. И одним из знакомых и привычных горожанам механизмов является предоставление очередникам бюджетной субсидии на строительство или приобретение жилья. Порядок предоставления гражданам такой субсидии, ее максимальный размер и механизм исчисления уже установлен законом города Москвы "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения".
Однако стало ясно, что нужно активнее стимулировать платежеспособную часть очередников на более смелые шаги: использовать для улучшения жилищных условий их собственные средства и субсидии. Сделать это целесообразно путем уменьшения с семи до пяти лет срока ожидания предоставления максимального размера городской субсидии для граждан, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий и сохраняющих право на получение жилищных льгот.
А для очередников, которые не имеют жилищных льгот, срок ожидания максимального размера субсидии сократится с 15 лет до 10 лет.
При этом соответственно будет пропорционально уточнен процент предоставления гражданам субсидий из бюджета города Москвы. Предлагаемая законом схема процентного распределения субсидий, с учетом количества лет, прошедших с момента постановки гражданина на жилищный учет, значительно улучшает положение практически всех граждан, имеющих право на получение субсидий. А фактически - эта схема увеличивает ее размер.
Так, например, для семьи из трех человек, имеющей жилищные льготы и состоящей на учете пять лет, размер субсидии увеличивается с 48 до 70 процентов от нормативной стоимости. Для такой же семьи, не имеющей льгот и отстоявшей в очереди 10 лет, субсидии увеличиваются на 24 процента или более чем на миллион рублей. Наконец, при сроке ожидания в шесть лет субсидия увеличивается с 805 тысяч до 2,2 миллиона, или в 2,7 раза. Увеличение размера субсидий произойдет практически по всем позициям. В среднем для льготников субсидии увеличатся на 39%, а для граждан, не имеющих льгот, на 50%.
Закон позволит, считает Петр Сапрыкин, улучшить положение граждан, желающих и имеющих возможность использовать собственные средства для улучшения жилищных условий путем приобретения необходимого им жилья на рынке.
При этом стоит обратить внимание на то, что, согласно статистике, до 40% граждан используют полученную субсидию на приобретение жилья вне пределов Москвы. Это и ближайшее Подмосковье и иные, более отдаленные от столицы регионы страны. И в этом, подчеркивает Петр Сапрыкин, есть свой плюс. Город не навязывает человеку тот, или иной район или вариант жилища. Город дает ему возможность самому решать, где и какое жилье он хочет купить. И спектр возможностей, предлагаемый сегодня строительной индустрией страны, от возведения частного дома до квартиры в многоэтажном доме, вполне позволяет гражданину решить свой жилищный вопрос.
В ходе обсуждения законопроекта на всех стадиях его рассмотрения законодатели задали представителям исполнительной власти множество вопросов уточняющего характера, стремясь к тому, чтобы документ оказался в конечном счете свободен от изъянов и просчетов, которые могут в будущем обернуться серьезными проблемами и для разработчиков, и для рядовых граждан.
Так, депутат Сергей Гончаров поинтересовался о количестве москвичей, которые, получая субсидию, не в состоянии по ряду причин приобрести жилплощадь в Москве, вынуждены покидать столицу, теряя статус жителя города. Ответ Петра Сапрыкина, сообщившего о 40 процентах таких москвичей, оставил у думцев тягостное впечатление. По словам министра, из 100% тех очередников, которые получают субсидию, реализуют эту субсидию 40% за городом, а остальные 60% на территории Москвы. Как видим, 60 процентов горожан, тем не менее, терпеливо ждут, когда их средства будут накоплены в достаточном количестве, чтобы приобрести заметно дорожающее год от года столичное жилье.
Депутата Александра Ковалева обеспокоил вопрос о возможных последствиях для очередников, пожелавших воспользоваться субсидией, преступных действий недобросовестных фирм в сфере жилищного строительства с долевым участием. Эта проблема получила в последние годы название "проблема обманутых дольщиков".
"Будет ли в этом случае соответствовать плановым показателям количество вводимых в эксплуатацию квадратных метров?", - задал он Петру Сапрыкину прямой вопрос. Чиновник поспешил заверить депутата, что проблема обманутых дольщиков никак не скажется на той площади, которую город получает для реализации своих жилищных программ.
Депутат Татьяна Портнова, попытавшись, по ее собственному выражению, спрогнозировать ситуацию, спросила о том, когда же Москва сможет ликвидировать очередь граждан, вставших на учет до 1 января 2005 года? Петр Сапрыкин пообещал, что до 2010 года город сумеет сократить время ожидания в очереди до 10 лет. Это значит, что очередников, вставших на учет в 2000 году, в столице не будет к 2010 году.
По мнению депутата Владимира Уласа, закон имеет чрезвычайно важное значение для москвичей. Жилищная стратегия, сказал он, которая проводилась в прошлые годы в Москве, фактически оказалась тупиковой. Примерно 75 процентов жилья в прежние годы распределялось через коммерческую продажу. Цены на жилье в Москве возросли где-то до четырех, четырех с половиной тысяч рублей и для москвичей, в подавляющем большинстве стоящих в этой очереди, они стали совершенно недоступны.
Кроме того, как полагает депутат, в Москве фактически исчерпаны земельные участки, на которых можно было возводить жилье. А точечная или так называемая уплотнительная застройка вызвала колоссальные конфликты по всей столице. Не помогает и застройка промышленных зон, имеющая очень существенный изъян, поскольку, как убежден Владимир Улас, ухудшает экономическую составляющую города. В то же время выходом из положения как раз и может стать принятый закон - считает он.
Для большинства законодателей необходимость принятия закона оказалась очевидной и не вызывающей сомнения. В поддержку документа выступили практически все парламентарии, учитывая, что закон реализует, в том числе в Москве, положения приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России".
Кстати, что касается прошлого года, то с использованием средств субсидий и собственных средств 1020 семей москвичей приобрели 54,5 тысячи квадратных метров общей площади. В 2006 году было выделено 4 миллиарда 209 миллионов рублей на предоставление субсидий. На 2007 год запланирована цифра, превышающая 5 миллиардов рублей. При этом город постоянно индексирует, в связи с ростом цен на рынке жилья, размер предоставляемой субсидии.
На сегодняшний день в очереди зафиксировано 122 тысячи 552 семьи (601 тысяча 722 человека). При этом, как сообщил Петр Сапрыкин, на прежнюю очередь постановки на учет, сформировавшуюся до вступления в силу нового Жилищного кодекса, не распространяется статус малоимущности. Несмотря на это, в ее составе есть малоимущие граждане, которые не могут позволить себе приобрести ни одного квадратного метра по рыночной стоимости. Кроме того, в ней есть люди, у которых имеются средства, недостаточные тем не менее для покупки жилья. Для той и другой категории граждан город предусматривает сегодня выход из ситуации. Более или менее обеспеченные москвичи смогут воспользоваться приемлемыми условиями для "ускоренного" улучшения жилищных условий - путем предоставления им городом бюджетных субсидий на строительство и приобретение жилого помещения.
Следует принять во внимание, что порядок предоставления субсидий предусматривает выдачу свидетельства о праве на субсидию. Это свидетельство действует в течение шести месяцев. Очередник за это время вполне успеет подыскать на рынке жилья подходящую квартиру.
В заключение нужно обратить внимание на то, что, по словам Петра Сапрыкина, дополнительных ресурсов на реализацию закона не потребуется. Тех 5,8 миллиарда рублей, которые запланированы в городском бюджете на 2007 год, Москве хватит для того, чтобы, согласно принятому закону, увеличить количество субсидий, предоставляемых очередникам. Учитывая, что разница между прежней субсидией (в рамках действующего закона города "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения") и новой субсидией возрастет почти в два раза, исполнительная власть рассчитала, что субсидией пожелают воспользоваться около трех тысяч столичных семей.
Владимир Терещенко Московская правда
Статья о недвижимости получена: IRN.RU