Российский пентхаус – такой же продукт знаменитого российского менталитета, как и, например, русский рок. Эти два совершенно разных явления сближает то, что они изначально имеют международное происхождение, но в результате неизбежных отечественных трансформаций оказываются по мировым меркам глубокой экзотикой. При этом то и другое проистекает из бунтарского духа 1960-х гг. И если с российским роком с точки зрения бунтарства все более-менее понятно, то пентхаусы, как «продукт», с тех пор претерпели значительную трансформацию.
Жилье для бунтарей
Например, декоратор Валерий Миллер, неоднократно работавший с московскими пентхаусами, находит, что мода на этот тип жилища связана с московской модой на время хиппи и Вудстока, которая присутствует и в одежде, и в образе мысли:
– Изначально пентхаусы были жилищем бунтарей, богемы.
В них не было особых коммуникаций, воды, могла протекать крыша. И селились там те, у кого не было денег на полноценное жилье. Пентхаусы появились в Америке в шестидесятые годы, а это было время нестандартности во всем. И сейчас в московских пентхаусах просматривается эта установка на «непохожесть». Я даже с трудом могу представить, как должен был бы поступить дизайнер, если бы при оформлении пентхауса жилец ему заказал что-то в стиле «как у всех», потому что «законы пентхауса» начали бы с этим спорить. Здесь все нестандартное: нетрадиционное зонирование, отсутствие четких границ между одним пространством и другим. Например, кухня может быть расположена на цокольном балконе, который висит над спальней, туалет нередко делают абсолютно открытым, отделенным только занавесочкой и расположенным в холле на 120 квадратных метров. Многие решения, какие-то лестницы, например, переносятся из общественных пространств. Недавно я работал в пентхаусе, там в ванной комнате все стены стеклянные. То есть тут была реализована довольно странная концепция, согласно которой человек должен раздеваться в большом открытом помещении.
Многое зависит от творческого решения. Иногда получается такой эрзац, что жить в этом помещении, по-моему, очень сложно. Мне кажется, главное в пентхаусе то, что это жилье идет от определенного образа мысли, который диктует некий образ жизни, и, в свою очередь, это отражается в образе пентхауса. Сейчас уже пентхаус, конечно, не романтическое жилье в неблагополучных районах, это очень «расчесанная и сладкая идея», действительно элитарное жилье.
Модная затея
К этому можно добавить, что пентхаус стал предметом моды и культа, как роман-бестселлер, или как в свое время тот же рок. И так же, как культовый роман, он вызывает разные кривотолки и окутан некоторой тайной. Видимо, его можно назвать одним из культовых предметов российской буржуазии. При этом пентхаус отчасти сродни коммунизму: все знают, что это очень хорошо, но никто точно не понимает, в чем сама изюминка.
Вот что рассказал риэлтор агентства «Новое Качество» Александр Илюхин:
– В пентхаусе жить модно. Но так же моден центр города, а он малоэтажный. Тема «лезть наверх, под крышу» остается в умах. Застройщики чутко оценили эту ситуацию и предлагают квартиры, которые можно назвать пентхаусами усадебного типа. То есть квартира может располагаться, предположим, на втором этаже. Но она сделана в привязке к купеческо-дворянскому стилю. Здесь возникает такой театр: жилец утром выходит на балкон и осматривает свои владения.
Квартира или пентхаус?
Но у этого вопроса есть менее художественный и более огорчительный момент: само собой, какое-то количество застройщиков использует моду на пентхаусы для того, чтобы взвинтить цены на квартиры на последних этажах. Об этом рассказал эксперт «Правового центра жилья» Юрий Кочетков:
– Пару лет назад мы проводили исследование, что такое в московских условиях пентхаус. И пришли к выводу, что собственно пентхаусов очень мало, и зачастую речь идет о квартирах на последнем этаже, которые просто так назвали. С моей точки зрения, пентхаус в американском понимании – это не квартира на последнем этаже, а именно «хаус», то есть дом. Это значит, что на целом этаже должна быть расположена одна квартира, точнее именно что не квартира, а дом. Такое в Москве встречается, но намного реже, чем встречаются квартиры, которые называют пентхаусами.
Что еще предполагает пентхаус? Эксплуатируемую кровлю. Если клиенту предлагают эксплуатируемую кровлю на 35-м этаже – у нас бывает такое – то, скорее всего, его оттуда сдует. Конечно, определенную роль играет вид из окна. Но самое главное – это все-таки именно целый дом на один этаж, а не много квартир на этаже, одну из которых в режиме рекламного трюка назвали пентхаусом.
Некоторые застройщики делают так: берут две квартиры на последнем этаже, и внаглую называют их пентхаусами. Цена за квадратный метр в таких квартирах, скажем, $2300 за метр, а в таких же квартирах на нижних этажах – $1600. Впрочем, покупатель «растет», сейчас уже не 2000 год, обмануть клиента все труднее, и такие номера проходят все реже. И, по-моему, те две квартиры, о которых я рассказал, как раз подвисли и не продаются.
В разговоре о пентхаусах часто всплывает имя Д'Артаньяна, который жил по причине своей мушкетерской бедности в мансарде. Естественно возникает вопрос, существует ли «пентхаус по-французски»? Юрий Кочетков счел, что, пожалуй, французской версии этого жилья не существует, во всяком случае, как глобального явления. В Париже есть только мансарды на последних этажах, но не пентхаусы. Правда, в Париже, отметил Ю. Кочетков, достаточно серьезно и разнообразно используются крыши. «То есть там, – сказал эксперт «Правового центра жилья», – это действительно крыши, а не как у нас, «неизвестно что».
В поисках своего места
У вопроса о пентхаусах в Москве есть и географический аспект. Об этой стороне дела рассказал PR-менеджер агентства Paul's Yard Андрей Патрушев.
– На рынке есть ряд игроков, которые занимаются пентхаусами давно и умеют с ними работать. Сейчас застроены районы Остоженки, Замосковоречья, Юго-Запада, Арбата. Мое мнение, что очень большой потенциал, скажем, у района Китай-города, и он пока еще не полностью использован. Также хорошие пентхаусы могут быть на
Болотном острове, рядом с театром Эстрады, оттуда
прекрасный вид на Кремль. Но, конечно, сложно сегодня предположить, какие районы станут активно застраиваться через 2-3 года. Главное – пентхаусы должны быть расположены в малоквартирных домах, а такие объекты могут находиться только в определенных районах, где много исторической застройки, трогать которую нельзя. Замкнутый круг получается.
Также Андрей Патрушев счел, что на вопрос о том, на какой процент выработан потенциал Москвы в плане застройки ее пентхаусами, дать ответ достаточно сложно.
Председатель совета директоров агентства Paul's Yard Павел Здрадовский тоже предпочел уйти от ответа на этот вопрос, сославшись на то, что возможностей в Москве много, а вот их реализацию на практике прогнозировать трудно.
Последний – предлагать
В советское время однозначно считалось, что первый и последний этажи наиболее непривлекательны во всем доме. Пентхаус – как раз жилье на последнем этаже. Можно ли сказать, что модернизация Москвы окончательно сняла вопрос о недостатках последних и первых этажей с повестки дня?
– Последние этажи считались плохими по двум причинам: могла протечь крыша, во-первых, и слишком мешал шум от техобслуживания лифта, во-вторых. Но сейчас в домах возводится технический этаж, крыша не протекает, а лифты убираются в шахту и не производят шума. Что касается первого этажа, то в некоторых домах застройщики научились делать там целые коттеджи даже в черте города – правда, это стоит достаточно дорого, – отвечает П. Здрадовский.
Говоря о пентхаусах, обычно вспоминают и о лофтах, это тоже жилье с богатым художественным подтекстом, американская мода. Согласно комментарию господина Здрадовского, это жилье расположено на остановившихся заводах, туда подведены коммуникации, и также естественно возникают между клиентом и дизайнером или архитектором дорогие взаимоотношения. В основном бурно развиваются лофты в Германии и США. В Москву это поветрие, считает П. Здрадовский, пока не пришло. С одной стороны, есть достаточное количество остановившихся заводов. Но пока нет такой публики, которая могла бы селиться в лофтах и платить за эту европейскую модность даже дороже, чем за пентхаус. В Москве на Красной Пресне есть остановившиеся заводы, но нет социального заказа на лофты. Пожалуй, счел
П. Здрадовский, у нас поселиться там были бы способны разве что отдельные студенты, если бы родители выделили им деньги на эту затею.
Мир и Дом
Статья о недвижимости получена: IRN.RU