Как они будут развиваться дальше? И как муниципальные власти решают проблемы, сходные у большинства мегаполисов? Серию статей на данную тему мы начинаем рассказом о градостроительной политике Парижа.
Париж расположен в центре довольно большой агломерации — региона Иль-де-Франс. Он занимает 132 млн га, из которых 240 тыс. га приходятся на городские земли и земли поселений, 687 тыс. га — на земли сельхозназначения, 280 тыс. га — на лесные массивы. Иль-де-Франс делится на восемь департаментов, где проживает порядка 11 млн человек (примерно 19 % всего населения страны). В регионе производят около 30 % внутреннего валового продукта.
Генплан в прошлом и будущем
На развитие Парижа повлияли несколько директивных схем (так здесь называют генеральный план города). Пожалуй, самую значимую из них разработали в 1965 году, причем она учитывала реалии того времени — резкий демографический и экономический рост. Генплан-65 оказался чрезвычайно удачным и обеспечил устойчивое развитие региона почти на полвека. Именно тогда была впервые опробована политика децентрализации — в ближайшем окружении Парижа появились города-спутники со всей необходимой инфраструктурой. Правительство позаботилось о рабочих местах, построив в городах офисы и промышленные предприятия, создало отличную транспортную сеть (особенно эффективными стали скоростные пригородные поезда). Получила развитие сфера услуг. Были выработаны новые механизмы управления. Функции руководства регионом перешли с национального на муниципальный уровень, появились региональные земельные агентства, агентства регионального планирования, а также смешанные компании (государственно-частные партнерства), ставшие застройщиками новых городов. Программа инвестиций на ближайшие 13 лет позволила сформировать первоначальную сеть самых важных объектов инфраструктуры. Все это предопределило экстенсивный и интенсивный рост Парижа и окрестностей в течение 40 лет. Благодаря генеральному плану 1965 года исторически развивавшаяся радиально-концентрическая система мегаполиса была переработана в полицентрическую, на периферии Иль-де-Франс возникли новые крупные центры. Однако у медали оказалась и обратная сторона. Рассредоточение территорий привело к появлению и последующему углублению социальной пропасти между бедными и богатыми районами, что вылилось в известные события последних лет.
Генеральные планы 1976 и 1994 годов предлагали в основном схемы размещения тех или иных объектов на местности.
Сегодня Париж стоит перед лицом новых проблем: глобализации, энергетического кризиса, социального расслоения… Настала пора разрабатывать очередной генплан, максимально отвечающий запросам времени. Поэтому Региональный совет решил привлечь к работе не только специалистов по урбанистике, но и всех участников городского развития.
Нынешняя директивная схема нацелена на урбанизацию (эксперты ставят задачу максимально эффективного использования имеющейся площади) и регенерацию территорий, а также пересмотр транспортной схемы (развитие транспорта призвано стимулировать развитие городских и пригородных участков). Как и в Москве, в Париже существует программа по реабилитации промышленных зон. Согласно ей на месте бывших фабрик и заводов появятся новые офисные и жилые зоны. Например, район La Defense раньше был занят промышленными предприятиями, по его территории проходит сеть железных дорог. Но скоро здесь вырастет новый квартал общественных зданий, в том числе университетских корпусов. Еще один пример — район Plane Saint Deni, расположенный рядом со знаменитым стадионом, построенным к чемпионату мира по футболу в 1998 году. Здесь появится примерно 8 тыс. квартир, 2 млн кв. м офисных площадей, культурно-развлекательные центры. На периферии региона идет создание двух городов — Val D’Europe и Senart. Первый, находящийся неподалеку от Диснейленда, будет представлять собой коммерческий торговый центр, во втором возведут торговые и развлекательные комплексы.
Несколько крупных строек национального масштаба развернутся на месте бывших индустриальных зон (юг региона и верховья Сены). Одна из программ предусматривает сооружение центра исследовательских учреждений в Massy Saclay. Там будет 50 тыс. новых квартир и 1,5 млн кв. м офисов.
Кроме того, согласно генплану и в самом городе, и вокруг него намечено создать новые и расширить старые зеленые зоны. Например, целая сеть насаждений (туда войдут существующие леса, поля и сельскохозяйственные земли, новые посадки) окружит центральную агломерацию. В документе обозначены особо охраняемые участки, а также природные парки, которые пользуются государственной поддержкой.
Жилищная политика
Как и в российской столице, в главном городе Франции и его пригородах успешно действуют несколько программ муниципального жилищного строительства. Основная цель жилищной политики парижских властей — максимально сгладить различия, существующие в районах. В отличие от Москвы в Париже весьма ощутима грань между богатыми западом, юго-западом и бедными востоком, северо-востоком. Поэтому именно вдоль Сены, на северо-востоке мегаполиса, а также в пригородах в основном строят муниципальное жилье. Ежегодно в Париже сдают порядка 35 тыс. социальных квартир. Новый Генеральный план предлагает увеличить эти объемы почти вдвое — до 60 тыс. Жилищный вопрос в регионе стоит довольно остро. Около 25 % муниципальной недвижимости идет под аренду (квадратный метр стоит от 12 до 18 евро в месяц, в зависимости от категории). Всего же в городе арендуется порядка 40 % квартир, имеющихся на рынке.
Но социальное жилье в Париже можно и купить. Небольшие апартаменты обойдутся примерно в 150 тыс. евро. С оплатой призвана помочь система частных и государственных ссуд и субсидий. Частные предприятия в обязательном порядке отчисляют налоги на возведение таких квартир.
На увеличении объемов строительства положительно сказалось вступление в силу нескольких нормативных актов. Один из них, вышедший в 1991 году, официально закрепляет за каждым гражданином право на жилье. Закон, принятый в 2000 году, предусматривает систему штрафов для тех населенных пунктов или городских территорий, которые не выполняют своих обязательств по сооружению социального жилья. Изымаемые штрафы перечисляют в фонд строительства. (Поясним, что согласно политике децентрализации каждый из 1200 населенных пунктов региона Иль-де-Франс имеет свой муниципалитет. И мэр любой деревушки вправе самостоятельно принимать решения о строительстве. В итоге нередки ситуации, когда местный чиновник вроде бы не против возведения муниципального жилья, но только не на своей территории.) Закон от 2003 года предписывал значительно обновить жилой фонд в пригородах Парижа. С этой целью создано Национальное агентство городского обновления, которое участвует в строительстве. В зоны повышенного внимания направляют государственные инвестиции (общий объем — примерно 3,5 млрд евро), создают необходимую инфраструктуру, на месте любого снесенного дома обязательно возводят новый.
К участию в социальных программах парижские власти активно привлекают частный капитал. При заключении договора с частным застройщиком непременно оговаривают пункт, согласно которому 25 % квартир уходит под социальное жилье. Подчас непросто найти незанятые участки, поэтому государство позволяет инвесторам приобретать землю в аренду на длительный срок с возможностью пролонгации. Помимо того, в Парижском регионе, где высока конкуренция между видами недвижимости и где очень выгодно сооружать бизнес-центры, муниципалитет обязывает строителей наряду с офисными площадями создавать и жилые. Еще одним механизмом для увеличения объемов строительства квартир стала продажа предприятиям части государственного земельного фонда, предназначенного под жилые дома.
Транспортная сеть
Хотя правительству Франции пока не удалось сделать общественный транспорт более популярным, чем частный, в Иль‑де-Франс действует хорошо развитая транспортная система. Около 40 % перевозок приходится на долю общественного транспорта. Широкое распространение получили метро, автобусы, трамваи, пригородные поезда. Городское планирование, финансовые рычаги и современные технологии способны сократить потребность жителей в поездках, 60 % которых совершается для того, чтобы добраться на работу и обратно.
Одна из специфических проблем Парижа, связанная с высокой плотностью застройки, — недостаток коридоров для электричек и поездов дальнего следования. Иногда по тем же путям проходят и линии метро. Это заставило муниципалитет задуматься о расширении сети железных дорог. Не исключено, что будут задействованы железнодорожные пути, проходящие по территории бывших промзон. Новые линии метро намечено протянуть в ближайших и отдаленных пригородах, вокруг Парижа появятся системы транспортных полуколец, соединяющих один населенный пункт с другим. Благодаря этому можно будет перемещаться не только из центра на окраины, но и между пригородами. Наряду с переоборудованием грузовых товарных путей запланировано реорганизовать и пассажирские трассы. Так, не разрушая старую инфраструктуру, парижские власти намерены обновить и расширить городскую транспортную систему, увеличив тем самым пропускную способность улиц.
Монахова Наталья Недвижимость и цены
Статья о недвижимости получена: IRN.RU