Знакомая ситуация?
Когда родные начнут отчитывать вас за очередную незапланированную трату кучи денег, не спешите оправдываться. Невиноватая вы! Это вас (и меня) бес с заграничным именем «мерчендайзер» попутал! Именно он - специалист с труднопроизносимым и переводимым словом на бейджике - денно и нощно ломает голову над тем, как бы заставить нас сделать побольше покупок в один заход. Причем потратить свои кровно заработанные денежки на нужные, а главное, не очень нужные товары вы должны, конечно, не под дулом пистолета, а совершенно добровольно.
«А вот ему! Я список составлю того, что мне нужно купить! Буду с ним в руках ходить и строго его соблюдать! Галочки не постесняюсь ставить!» - воскликнете вы. Увы и ах! Суровая правда жизни такова, что тележка среднестатистического посетителя супермаркета даже на половину не заполнена товарами, купленными по заранее составленному списку. Львиную долю составляют те покупки, которые вы сделали в результате спонтанно принятого решения. На самом деле за вас решил коварный мерчендайзер, сдавший экзамен по вашей психологии на «отлично».
«Ищи, ищи, должОн быть!» Это не только цитата из анекдота, это обычная фраза покупателя в огромном торговом зале. А расставил нужные вам товары в разных концах супермаркета и периодически их перепрятывает, конечно, мерчендайзер. Для него основной закон жизни - расположить пять главных групп продуктов: хлеб, мясо, молоко, овощи-фрукты и алкоголь так, чтобы вы обошли всю территорию вдоль и поперек, прежде чем найдете свои «бутылку кефира, полбатона». А в пути, глядишь, еще что-нибудь прихватили!
«Это вакуум!» - кричала Маргарита Петровна в фильме «Покровские ворота» своему бывшему мужу-недотепе, - «Это не ты говоришь! Это говорит вакуум в твоей душе!» Та же история происходит и с вами, когда вы заходите в торговый зал. За вас начинает говорить большая, а главное, пустая тележка, которой вас вооружили на входе. Вы чувствуете непреодолимое стремление срочно ее заполнить, стать, как все, и успокоиться. До этого момента вы – «белая ворона» среди снующих вокруг загруженных под завязку сестренок вашей телеги.
«А нюх, как у собаки!» Вы и сами уже, наверное, заметили, что на голодный желудок покупаете больше. Вот и мерчендайзер не надеется на то, что вы попадете к нему руки проголодавшейся, а следовательно, беззащитной. Он искусственно разбудит в вас желание перекусить. Например, с помощью запаха. Простейший способ – посоветует хозяевам оборудовать мини-пекарню прямо в помещении супермаркета, и вот вас уже преследует аромат свежего хлеба... А еще устроит дегустацию сыра да под винцо. Мимо точно не пройдешь, а может, и с собой прихватишь граммов, думается, триста, а может, полкило?
«Где я? Стою в пробке!» Теперь так может сказать не только житель мегаполиса, но и любой посетитель супермаркета. Ширина проходов между стеллажами с товарами намеренно рассчитана так, чтобы могли разминуться только две тележки. Появится третий покупатель, и неминуемо образуется затор. А следом подоспели ни в чем неповинная вы, пусть даже не с тележкой, а с корзинкой наперевес. Даже тех секунд, в течение которых пробка «разруливалась», хватило, чтобы у вас возникла любовь с первого взгляда к пакетику орешков, который вы и не думали покупать сегодня!
«Белый танец!» Мерчендайзер приглашает покупателя - вас, вас, мадам! В продуманном супермаркете всегда найдется место музыке. Медленные лирические мелодии заставят вас подольше и не спеша бродить в лабиринте полок, а следовательно, больше товаров положить в тележку. Наступил час-пик? Мерчендайзер – опытный ди-джей и тут же поставит быстрые динамичные композиции. Народ задвигается в темпе ритма, пропускная способность супермаркета увеличится.
«Мам! Купи!» Этот душераздирающий вопль вы чаще всего слышите, когда уже, казалось бы, вышли на финишную прямую – у кассы. Именно здесь хитрый мерчендайзер поставил стеллажи со всякими чупа-чупсами и шоколадками. Самое интересное, что все это добро продается и в зале, а у кассы просто дублируется, создается так называемая «зона приманок». Ведь именно здесь и сейчас даже взрослому человеку трудно удержаться, чтобы не протянуть руку: «Все равно уже полная телега еды откуда-то образовалась, захвачу жвачку, баланс восставить кислотно-щелочной!» А что же говорить о психологическом состоянии ребенка, на уровне глаз которого специально выставляют самые ярко упакованные, а следовательно, самые дорогие вкусности?
Так что будьте бдительны. Мерчендайзер не дремлет! Количество расставленных им ловушек растет. Наша с вами задача - пройти их без ущерба для своего кошелька.
Автор: Наталья Сэнт
Статья о психологии получена: www.myJane.ru