Осада и завоевание Трои - самый волнующий из мифов древнего мира, многие века вдохновлявший людей на поиски разрушенного города. Лишъ в 1871 году немецкий предприниматель и археолог Генрих Шлиман обнаружил сокровища царя Приама, Но раскрыта ли в действительности тайна этих сокровищ?
И учеными, и археологами движет один и тот же мотив - они хотят обнаружить и доказать факт. Миф о Трое, городе, осажденном греками во время Троянской войны, не был исключением. Однако его точное местоположение и даже само существование не подтверждалось убедительными фактами вплоть до конца XIX века.
Немецкого предпринимателя Генриха Шлимана еще в детстве захватила романтическая мечта о древней Трое, поэтому он решил потратить свое довольно значительное состояние на поиски исчезнувшего города. Из надежных исторических источников Шлиман знал, что существовало какое-то древнее поселение под названием Троя, но место это нигде не упоминалось после 355 года н. э.
Не обнаружив никаких следов Трои во время своих первых раскопок в Турции, Шлиман обратил внимание на насыпной холм неподалеку от города Гиссарлык. Местные предания подтверждали правильность его выбора, поэтому Шлиман с помощью своей молодой жены-гречанки и примерно сотни местных рабочих в 1871 году приступил к раскопкам на новом месте. Они продолжались в течение почти 20 лет, вплоть до его смерти.
Шлиман был восторженным археологом-любителем, но работа его отличалась крайней несистематичностью. Во время проведения раскопок он бездумно уничтожал находки, которые подлежали тщательному научному анализу. Кроме того, он удалял с места раскопок предметы, не описав в документах места, где они были найдены.
Шлиман был убежден, что нашел Трою. Многие из историков - специалистов по античности были настроены весьма скептически, но ему покровительствовал британский премьер-министр Уильям Гладстон, высокообразованный человек и знаток античности.
Не без помощи квалифицированного археолога Вильгельма Дорнфельда постепенно стала проясняться запутанная история города и его структура. Шлиман и Дорнфельд обнаружили девять археологических слоев, каждый из которых представлял собой новую Трою, построенную на обломках предшествующей. Они пронумеровали их, начиная с Трои I, самой древней, и кончая Троей IX, построенной в римские времена. Позже археологи усовершенствовали эту систему, установив множество второстепенных слоев, общее число которых достигло 46. Хотя сам Шлиман полагал, что город, который он искал, - это Троя II, позже было установлено, что настоящая Троя - седьмая по счету. Этот слой был разрушен огнем, состояние найденных там человеческих останков свидетельствует о том, что горожане умерли насильственной смертью около 1250 года до н. э. Эта дата считается большинством ученых временем падения Трои.
Героическая схватка греков с троянцами началась тогда, когда Париса - самого красивого из смертных мужчин - попросили выбрать прекраснейшую из трех богинь. Это были Гера, Афина и Афродита. Он выбрал Афродиту. Она обещала ему любовь любой женщины, которую он пожелает. Его выбор пал на Елену, жену Менелая, царя Спарты. С помощью Афродиты Парис получил Елену и бежал с нею в Трою.
Царь Менелай поклялся отомстить, и его могучий флот отправился в поход на Трою. Город, защищенный со всех сторон стеной, находился в осаде 10 лет, но не сдался. Поняв, что не смогут одолеть защитников города силой, греки прибегли к хитрости, которая так поразила воображение Генриха Шлимана 3000 лет спустя. Они построили огромного деревянного коня, внутри которого спрятался отряд воинов. Затем оставили коня у ворот Трои как бы в дар, побуждая троянцев перенести коня в город, а сами, демонстративно погрузившись на свои корабли, отплыли.
Той же ночью греческие воины выбрались из коня и открыли ворота Трои для своей армии, которая вернулась под стены города под покровом темноты. Большая часть мужского населения, включая Париса, была перебита, а женщины взяты в рабство. Елена, чья красота заставила отправиться в поход флот, состоявший из 1000 судов, вновь соединилась с победоносным Менелаем. Город был сожжен дотла, а место, где он стоял, стало фундаментом для более поздних построек. В конце концов и они исчезли, и никто бы их никогда не увидел, если бы Шлиман в погоне за детской мечтой не стряхнул с них прах забвения.