Эта проблема хорошо знакома автолюбителю, долгое время находящемуся в пути, или любому читателю, часами не отрывающемуся от книги. Мышцы, которые управляют глазами и фокусируют их на определенном предмете, просто устают от чрезмерной нагрузки. Потенциальная усталость глаз существует при любой работе, в которой участвует зрение, но наиболее велика она, когда нужно рассматривать объект на близком расстоянии.
Проблема еще более возрастает, если такая деятельность связана с использованием устройств высокой яркости, например, монитора компьютера. У детей особенно часто устают глаза, поскольку их глаза и мышцы, которые ими управляют, еще не окрепли. Чтение сверх меры, неограниченное по времени просиживание перед телевизором или компьютером требуют от молодых глаз серьезного напряжения.
Наиболее часто утомляемость зрения приводит к тому, что дети становятся вялыми и раздражительными. Как может подтвердить каждый родитель, эти последствия возникают не обязательно только при работе за компьютером.
Но если дети столь сильно увлечены компьютером, что все свободное время проводят за клавиатурой, то эта "неприятность" может перерасти в нечто большее, что потребует коррекции в раннем возрасте. Хотя еще и не доказано, что компьютеры действительно могут вызвать ухудшение зрения, некоторые офтальмологи высказывают опасение, что чрезмерное увлечение ими в раннем возрасте может оказать негативное влияние на мышцы, управляющие глазами, в результате чего ребенку очень трудно будет концентрировать зрение на определенном предмете, особенно в таких занятиях, как чтение.
Если это произойдет, проблему коррекции зрения придется решать с помощью очков. К счастью, большинства этих проблем удается достаточно легко избежать, если применять самые обычные меры предосторожности.
Самое очевидное решение - это ограничить количество времени, проводимого детьми за компьютером без перерыва. Идеальной "разрядкой" между компьютерными занятиями может быть физическая активность, не требующая напряжения зрения - прогулка, игра в мяч на воздухе или даже поход со взрослыми в магазин.
Некоторые специалисты предлагают упражнения для глаз, помогающие детям избежать проблем, связанных с использованием компьютера. Это могут быть такие простые упражнения, как, например, слежение за объектами, движущимися в поле зрения, или концентрация зрения на удаленных предметах. Чередование работы за компьютером с другими видами деятельности полезно еще и тем, что последние часто включают в себя зрительные движения, являющиеся хорошими упражнениями для глаз.
Комплексы упражнений для глаз рекомендуемые профессором МГИЭМ, д.т.н., вице-президентом Ассоциации прикладной эргономики (Россия), руководителем и автором Государственных стандартов по эргономической безопасности дисплеев:
"Известны три варианта упражнений для глаз, которые позволят Вам снять усталость, исключить возникновение головной боли от работы за дисплеем. Вы можете выбрать любой из трех вариантов упражнений, они равноценны. А можете чередовать их, если все они Вас устраивают.
Упражнения можно выполнять сидя или стоя, но обязательно отвернувшись от экрана. Постарайтесь ритмично и глубоко дышать, а движения глаз старайтесь делать с максимальной амплитудой.
Вариант 1
1. Закройте глаза, сильно напрягая глазные мышцы, и считайте: "раз, два, три, четыре". Раскройте глаза, расслабив мышцы глаз, посмотрите вдаль, считая: "раз, два, три, четыре, пять, шесть". Повторите упражнение 4-5 раз.
2. Посмотрите на переносицу и задержите взор на счет "раз, два, три, четыре". Но не допускайте усталости глаз! Откройте глаза, посмотрите вдаль, считая: "раз, два, три, четыре, пять, шесть". Повторите упражнение 4-5 раз.
3. Не поворачивая головы, посмотрите направо и, остановив взгляд, считайте: "раз, два, три, четыре". После этого посмотрите вдаль, считая: "раз, два, три, четыре, пять, шесть". Аналогично зафиксируйте взгляд влево, вверх и вниз. Повторите упражнение 3-4 раза.
4. Переводите взгляд быстро по диагонали: направо вверх -налево вниз, потом прямо и повторяйте эти движения глаз, считая: "раз, два, три, четыре, пять, шесть".Повторите это упражнения, переводя взгляд налево вверх - направо вниз и вдаль, считая: "раз, два, три, четыре, пять, шесть". Повторите упражнение 4-5 раз.
Вариант 2
1. Закройте глаза, не напрягая глазные мышцы, считайте: "раз, два, три, четыре". Широко раскройте глаза и посмотрите вдаль, считая: "раз, два, три, четыре, пять, шесть". Повторите упражнение 4-5 раз.
2. Посмотрите на кончик носа, считайте: "раз, два, три, четыре". Переведите взгляд вдаль, считая: "раз, два, три, четыре, пять, шесть". Повторите упражнение 4-5 раз.
3. Не поворачивая головы (голова прямо), делайте медленно круговые движения глазами вверх - вправо - вниз - влево и в обратную сторону: вверх - влево - вниз - вправо. Затем посмотрите вдаль, считая: "раз, два, три, четыре, пять, шесть". Повторите упражнение 4-5 раз.
4. При неподвижной голове переведите взор вверх, считайте: "раз, два, три, четыре"., посмотрите прямо, считая: "раз, два, три, четыре, пять, шесть". Аналогичным образом переводите взор вниз - прямо, вправо - прямо, влево - прямо, по диагонали в одну и другую стороны и прямо. Повторите упражнение 3-4 раза.
Вариант 3
1. Голову держать прямо. Поморгать, не напрягая глазные мышцы, считая до 10-15.
2. Не поворачивая головы (голова прямо) с закрытыми глазами, "посмотреть" направо, считая: "раз, два, три, четыре", затем налево, считая: "раз, два, три, четыре", и прямо, считая: "раз, два, три, четыре, пять, шесть". Поднять глаза вверх , считая: "раз, два, три, четыре", опустить вниз, считая: "раз, два, три, четыре", и перевести взгляд прямо, считая: "раз, два, три, четыре, пять, шесть". Повторите упражнение 4-5 раз.
3. Посмотреть на указательный палец, удаленный от глаз на расстояние 25-30 см, считая: "раз, два, три, четыре", потом перевести взор вдаль, считая: "раз, два, три, четыре, пять, шесть". Повторите упражнение 4-5 раз.
4. В среднем темпе проделать 3-4 круговых движения глаз в правую сторону, столько же в левую сторону и, расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль, считая: "раз, два, три, четыре, пять, шесть". Повторите упражнение 1-2 раза".
Неплохо также разнообразить характер занятий ребенка за компьютером. Например, работу с текстовым процессором можно чередовать с игрой, в которой присутствуют движущиеся объекты. Такое чередование будет требовать от молодых глаз совершенно разного поведения и воспрепятствует их утомляемости, вызванной длительной концентрацией зрения на одной и той же цели.
Наконец, важно принять меры по уменьшению отражений от монитора. Яркое и неровное освещение в комнате может вызвать неприятные отражения на экране. Возможные способы решения этой проблемы состоят в выключении верхнего освещения, шторы на окнах, которые пропускают слишком яркий свет, и повороте монитора таким образом, чтобы ни прямо перед ним, ни сзади не было ярких источников света.
Если, несмотря на эти меры предосторожности, ваш ребенок жалуется на головную боль, если у него воспаляются и чешутся глаза или если у него неожиданно возникают трудности с чтением или другими школьными занятиями, то вам необходимо показать его оптометристу или офтальмологу.
Не забудьте при этом сообщить, что у вас дома есть компьютер, и расскажите, сколько времени за ним проводит ребенок. Врач может назначить специальные упражнения для глаз или подобрать ребенку очки, предназначенные именно для работы на среднем расстоянии, характерном для компьютера.
Кроме того, можно посоветовать использовать спектральные очки (с диоптриями или без), выпускаемые фирмой "Лорнет-М"