Шутка ли, обнаружилось ещё одно серьёзное отличие женщин от мужчин – оказывается, прекрасный пол по-другому воспринимает юмор. Причём женский мозг устроен так, что неостроумное вычисляется быстрее, а смешное доставляет больше радости.
Ранее уже были выявлены различия полов в использовании и оценке юмора, его значении и функциях смеха, но теперь проведено первое в своём роде исследование гендерных различий в реакциях мозга человека на юмор.
Это сделала группа американских учёных из медицинской школы Стэнфорда (Stanford University School of Medicine) под руководством Аллана Рейсса (Allan L. Reiss).
Это тот самый профессор, что пришёл к выводу о сходстве действия на мозг юмора и кокаина.
Итак, в последнем эксперименте были задействованы 20 здоровых взрослых людей 10 мужчин и 10 женщин которым было предложено посмотреть 70 чёрно-белых карикатур и затем оценить их "забавность" по 10-бальной шкале.
| ||
По окончании анализа полученных данных учёные обнаружили, что большая часть "системы ответа на юмор" у мужчин и женщин общая в подобной степени задействованы часть мозга, ответственная за семантические знания и сравнения, а также область, вовлечённая в обработку речи.
Вместе с тем выяснилось, что некоторые мозговые области у женщин были активизированы в большей степени. Это левая предлобная кора, "делающая" акцент на языке и распределённой обработке, и прилежащее ядро, которое является частью "центра удовольствия" или награды.
Аллан Рейсс с коллегами был сильно удивлён "участием" этого центра.
Учёные долго ломали головы над неожиданной загадкой и, в конце концов, выдвинули теорию о том, что женщины сильнее задействуют аналитический аппарат при расшифровке юмористического материала.
Женщине делается магниторезонансное сканирование, она улыбается, потому что карикатура её развеселила (изображения с сайта stanford.edu). |
"Женщины, как нам показалось, меньше ожидали награды, поэтому, когда они добрались до изюминки шутки, то были больше рады этому", пояснил профессор Рейсс.
И вот ещё что: чем забавнее была карикатура, тем сильнее активизировался у женщин центр удовольствия. У мужчин, которые, похоже, "ожидали", что картинки будут смешными с первого взгляда, такого эффекта замечено не было.
| ||
Группа Рейсса заключила: женщины подвергают юмор большему количеству анализа с целью определения, смешно это или нет. В целом они быстрее идентифицируют неостроумный материал.
Кажется, что им больше по душе формы рассказа и историй, воспринимая которые они не ждут чего-то очень смешного. Но если это попадается – женщины радуются как дети. Хорошая шутка может доставить им больше удовольствия.
Мужчины же, похоже, готовятся к "взрыву" хохота и поэтому склоняются к колким остротам и грубому, похожему на дешёвый фарс юмору.
Ожидается, что результаты исследования, профинансированного Национальным институтом здоровья США (National Institutes of Health), могут привести к лучшему пониманию состояний, типа депрессии и катаплексии внезапных приступов мышечной слабости при испытании сильных эмоций, в том числе юмора.
Статья получена: Membrana.ru