Как страховые компании обманывают туристов? Часть 1
Круглый стол:
Д.Айвазян, Ю.Барзыкин, Д.Давыденко: «Как не попасться на удочку страховых мошенников?»
Начать просмотр
Страховщики заставляют туристов отрабатывать деньги проституцией
Генеральный директор РОО «Клуб защиты прав туриста» Роман Бобылев в эксклюзивном интервью KM.RU подтвердил, что отказы страховых компаний оплачивать наступившие страховые случаи носят массовый характер (Звуковая версия разговора »). «Сейчас туроператор фактически самостоятельно подбирает для туриста страховщика, то есть, когда вы обращаетесь в туркомпанию, вы уже получаете стандартный пакет, здесь за вас уже решили, на каком самолете вы вылетаете, какая страховая компания будет представлять ваши интересы и так далее», - прокомментировал он ситуацию на страховом рынке. По мнению Романа Бобылева, недобросовестные туроператоры и недобросовестные страховщики очень негативно влияют на рынок страхования медицинских услуг. «Потому что они предлагают очень низкие цены.
Предлагают себестоимость 15-20 центов в день. Такую защищенность может представить только недобросовестный страховщик, а недобросовестный туроператор этим пользуется, для того чтобы пакет выглядел более дешевым по отношению к стоимости услуг его конкурентов».
По его словам, недобросовестный туроператор заинтересован в том, чтобы приобрести самый дешевый медицинский пакет. Из каких средств людям будет оплачен наступивший страховой случай, его уже не волнует. Роман Бобылев считает, что адекватную медицинскую помощь за рубежом страховые компании оказывают только в тех случаях, которые приобретают большой общественный резонанс в России. В качестве примера он привел ситуацию, когда известный российский страховщик согласился выделить специально оборудованный самолет для возвращения гражданки РФ Юлии Карсаковой и ее недоношенного ребенка, родившегося на отдыхе в Турции, на Родину.
Еще одним наиболее распространенным явлением, процветающим в страховом бизнесе, о котором рассказал Роман Бобылев, является вымогательство денег у туристов с использованием силовых средств. «Очень часто российских туристов, которые попадают в госпитали за рубежом и не владеют местным языком, просят подписать какие-то счета, какие-то обязательства, когда они находятся в состоянии, в котором не могут адекватно реагировать на ситуацию. И, как правило, наши туристы все подписывают. Потом, когда страховая компания отказывается платить, им заявляют - пока вы не оплатите эту сумму, мы вас из госпиталя не выпустим. И это 50% случаев, когда у российских туристов начинают незаконно удерживать паспорта. Забирают у загранпаспорт и говорят - давай, собирай деньги, (хоть занимайся проституцией). Соберешь, придешь - мы тебе отдадим твой паспорт».
Для того чтобы выяснить, насколько законна такая практика, корреспондент нашего издания связался с советником посла РФ на Кипре Александром Щербаковым (благодаря личному вмешательству которого и стало возможным благополучное вызволение российской туристки и ее ребенка из «страхового рабства» с Кипра). Как заявил сотрудник российского дипломатического представительства РФ, заграничный паспорт является собственностью гражданина РФ и не может быть насильственно отобран у его законного владельца. (Звуковая версия разговора»). Если это все-таки произошло и увещевания туриста не возымели действия, последний должен обратиться в посольство или консульство РФ, сотрудники которого вмешаются в ситуацию и заставят местные медицинские учреждения и власти соблюдать международное законодательство, а также права российского туриста.
Страховые компании запрещают своим клиентам пить кефир
Попытки получить комментарий относительно последнего инцидента непосредственно у представителей «РЕСО-Гарантии» и «Корис» успехом не увенчались. Хотя, наверное, относительным успехом следует считать уже то, что после нескольких часов бесплодных попыток дозвониться в офис «РЕСО» (на просьбу соединить с главным менеджером секретарь неизменно отвечала, что шеф занят, предлагала «немного подождать на трубке», что, однако, не приводило ни к какому результату) корреспонденту KM.RU все-таки удалось пообщаться с начальником Управления медицинского страхования «РЕСО» Татьяной Огневцевой. Хотя общением это можно назвать только с очень большой натяжкой - менеджер «РЕСО-Гарантии» безапелляционным тоном зачитала пункт регламента компании, который предполагает, что все претензии клиентов рассматриваются только после их представления в письменном виде, и отказалась давать какие-либо комментарии по этому поводу. (Звуковая версия разговора»). А в «Корисе» просто «отфутболили» со всеми претензиями в головную контору (то есть опять же в «РЕСО-Гарантия»). (Звуковая версия разговора»).
Так что, как показывает этот случай, добиться от российских страховщиков удовлетворения претензий во внесудебном порядке практически не представляется возможным. Как считает гендиректор «Клуба защиты прав туриста» Роман Бобылев, зачастую туристы попадают в неприятную ситуацию за рубежом во многом по своей вине. Многие из них просто не читают договора со страховой компанией и, соответственно, имеют лишь самое общее представление о том, что является страховым случаем. Такие туристы наивно полагают, что, заплатив за страховку 10-15 евро, они получают право на страховое покрытие расходов чуть ли не по всем видам медицинских случаев и в полном объеме. Однако ушлые страховщики, как правило, специально оговаривают, какие заболевания не подлежат финансированию с их стороны. Так, например, медицинская помощь бесплатно не оказывается в случае обострения хронических заболеваний или если турист по собственной вине причинил себе какие-то физический травмы или нанес вред собственному здоровью в состоянии алкогольного опьянения. Последняя оговорка представляется особенно существенной. В первую очередь для тех туристов, которые любят отдыхать за границей по программе all inclusive. Очень трудно себе представить, чтобы в такой ситуации российский турист на протяжении всего отдыха воздерживался от употребления «халявного» алкоголя. Или, скажем, отказался бы от употребления кефира (потому что даже этот вполне невинный молочнокислый напиток способен привести к появлению в крови человека дозы алкоголя в 0,5 промилле).
По словам Романа Бобылева были случаи, когда страховщики отказывались оплачивать расходы на лечение и госпитализацию тех российских туристов, которые попадали в ДТП за рубежом только потому, что они имели несчастье выпить до этого немного кефира. При этом тот факт, что поведение российского туриста было абсолютно адекватно (то есть он переходил улицу в правильном месте и по сигналу светофора), в отличие от сбившего его водителя (который был мертвецки пьян и гнал напролом, на взирая на сигналы светофора), в расчет не принимается.
По мнению многих российских страховщиков, «необоснованным риском» также считается катание на водных лыжах, гидромотоцикле, «водных горках», велосипеде, лошади, плавание в море без спасательного жилета, долгое нахождение на солнце, поедание мороженного и т.д. В этом смысле можно, наверное, понять тех туристов, которые предпочитают не знакомиться детально со всеми пунктами такой издевательской страховки. В соответствии с которой им следовало бы забыть о беззаботном отдыхе, закрыться в гостиничном номере и не высовывать оттуда нос, чтобы, не дай Бог, не подвергнуть свою жизнь и здоровье «необоснованному риску».
Статья о туризме получена: Travel.km.ru