Ведь впереди — долгое и счастливое владение современной машиной без лишних тревог. Эх, если б так оно и вышло!
Мне повезло. Приобрел популярный сейчас Ford Focus российской сборки, подождав машину лишь немногим более месяца. Просто заглянул в салон официального дилера в тот день, когда один из потенциальных покупателей вдруг снял предварительный заказ на автомобиль именно в той комплектации, которую хотел получить и я. Жаль, что такая возможность подворачивается далеко не всем гражданам, вынужденным ждать полгода. Ажиотаж, понимаете ли… Но коль уж его последствия удалось свести для себя к минимуму, то радость от случайной удачи совсем не хотелось портить огорчением от некоторых неувязок с получением прочих услуг от продавца. Почти две недели, вместо трех обещанных дней, мне оформляли кредит, страховку и регистрацию автомобиля в ГАИ. Все равно на круг вышло значительно быстрее, чем у иных страстотерпцев.
Формула обсчета
Законно испытанную эйфорию неофита от Ford прервал первый взнос по возврату кредита. Появившись в офисе Международного промышленного банка, предоставившего ссуду, я был ошеломлен неожиданным сообщением:
— У вас просрочена дата платежа, — вежливо улыбаясь, объявила менеджер кредитного отдела Тамара Иванова. — Мы вынуждены были начислить пени на сумму вашего взноса.
— Помилуйте, но сегодня 17-е число, которое и указано в кредитном договоре как ежемесячная дата моих платежей. Откуда просрочка?
— Вы сейчас лишь зачислите необходимую сумму на свой клиентский счет, с которого нам надо будет перевести деньги на счет кредитора, то есть нашего банка. На это уйдет один рабочий день, и поэтому платеж будет считаться осуществленным лишь завтра.
— Но почему, если я здесь, вот мои деньги, и время сейчас только 11 часов утра? Что мешает произвести простую операцию сегодня же?
— У нас такой порядок, вам надо было сделать платеж на сутки раньше, — назидательно заметила Тамара, добавив подчеркнуто строго: — А сейчас придется заплатить пени.
Мы препирались еще полчаса, разговаривая будто на разных языках.
— Разве я, как заемщик, в чем-то нарушил свои обязательства?
— В банке так принято.
— Почему мне установлена конкретная дата платежа, а я должен вносить деньги раньше? — Не стоит так волноваться из-за каких-то полутора долларов дополнительной оплаты.
— Но тут дело принципа: солидное кредитное учреждение, и какими-то мелочными поборами зарабатывает на клиентах?
— Вас наверняка предупреждали...
— В договоре надо было указывать реальную дату очередного взноса.
— Перевод денег с одного счета на другой — непростая операция.
— Но какое отношение это имеет ко мне?
— Ничем помочь не могу.
— Так покажите, в конце концов, где черным по белому написано, что я обязан зачислять деньги на свой счет в Межпромбанке за сутки до числа, указанного в графике платежей кредитного договора!
Последняя идея вдруг проняла мою собеседницу. Она быстро двинулась к шкафчику, доверху забитому бумагами, порылась в нем и, вытащив оттуда пару листов, предъявила мне. Листы оказались мною же подписанным договором на открытие банковского счета в рублях и валюте. «Вот!» — с гордым видом ткнула Тамара пальчиком в пункт, озаглавленный как «Права и обязанности Банка». Там было записано: «Зачислять поступившие на счет Клиента денежные средства не позднее рабочего дня, следующего за днем поступления в банк соответствующего платежного (расчетного) документа». Так вот в чем дело! Правом ли банка считать это положение или его обязанностью, кредитор толкует слова «не позднее» исключительно как «всегда». Чем, надо думать, разрешает себе не слишком напрягаться, если заемщик принес деньги в кассу строго в установленный договором день. Зачем суетиться, когда можно переложить ответственность за собственную лень на клиента, начислив ему пени. Только ведь упомянутое положение вернее толковать прямо, как оно написано: не позднее — значит, точно в срок или, в крайнем случае, с суточным опозданием, в которое именно кредитное учреждение обязуется уложиться.
Да, это принципиальный вопрос доверия между сторонами, подписавшими договор. Разумеется, я махнул рукой и заплатил пени. Ну, не затевать же, в самом деле, из-за полутора долларов судебное разбирательство! На такую реакцию клиента, наверное, и сделан расчет. А то, что крохоборство может нанести ущерб престижу банка, очевидно, не задумываются.
Дома я с настороженностью перечитал кредитный договор еще раз. И крепко задумался, дойдя до условий, при которых кредитор вправе потребовать от заемщика досрочного возврата кредита, уплаты процентов по нему, неустойки и т.п. Первое условие: «Если Заемщик нарушает сроки платежей, установленные графиком». То есть мою, с точки зрения банка, просрочку уже можно подвести под этот пункт? А еще там записано: «Если Заемщик без предварительного согласования с Кредитором заключил сделку/сделки по распоряжению своим движимым и/или недвижимым имуществом». Что к подобному имуществу отнесут в Межпромбанке вольным толкованием? Или далее: «При возникновении обстоятельств, ставящих под угрозу своевременность возврата кредита». Тут вообще широкое поле для самых невероятных трактовок. Как доверять теперь моему кредитору? Былая радость стала исчезать, в голову упрямо лез вопрос — а на самом ли деле я полностью владею своим Ford Focus? Ведь машина — в залоге у кредитора...
А справка — есть?
Впрочем, неприятности, как известно, не приходят в одиночку. Едва успокоился после банковской встряски, как получил удар с другой стороны. По автомобилю, в буквальном смысле. Некий водитель, маневрируя на автостоянке, зацепил правую сторону Focus и был таков. Обнаружив длинную царапину на крыле и двери, чересчур расстраиваться я не стал: машина, слава Богу, застрахована. И без так называемой франшизы — некоей суммы, в рамках которой ущерб возмещает за свой счет владелец автомобиля. Мой случай как раз попал бы в такую категорию. Но сейчас он выглядел даже очень удобным. Если помнить о заявленном мне страховщиком обязательстве. Компания «Ингосстрах» гарантировала предельно быстрое направление машины в ремонт и без всяких там справок из ГАИ, когда повреждения автомобиля будут незначительны. Ну, там испорчено кое-где лакокрасочное покрытие, стекла боковые разбиты, зеркала… Короче, можно спокойно рассчитывать на такой подход.
В офисе «Ингосстраха» на улице Пятницкой работа кипела. Несмотря на большое количество обремененных последствиями аварий водителей, консультанты принимали посетителей бойко. Оформляли их заявки на возмещение ущерба и без промедления передавали в распоряжение оценщиков. Один из них, бегло осмотрев мой Focus, резюмировал:
— Нужно брать справку в ГАИ.
— Так только покраска требуется...
— Вы проведите пальцем по царапине — тогда почувствуете, что в ее начале есть маленькая вмятина. Получается, не только покраска, но еще рихтовка двери. Опять же на молдинге имеется царапина. Он пластмассовый, а такие детали вообще не ремонтируются, а заменяются целиком. Уверяю вас, работы предстоят серьезные. Мы направляем на них только после оформления аварии Госавтоинспекцией.
Я по сантиметру старательно прощупал всю царапину. Кроме едва ощутимого углубления на месте содранного слоя краски ничего больше не обнаружил. Осмотрел внимательно пластмассовый молдинг и пожалел, что не додумался самостоятельно пройтись по нему нулевой шкуркой. Тогда бы он наверняка стал выглядеть, будто вовсе нетронутый. Ну, какой резон страховой компании добиваться на подобные повреждения справок из ГАИ? Спросил об этом по очереди нескольких менеджеров в клиентском зале. Ответ: «Мы по закону обязаны устанавливать, не пострадал ли кто из людей в вашей аварии. Не должны ли нести ответственность за причиненный чьему-то здоровью ущерб, да и за материальный ущерб тоже. А в случаях с легкими повреждениями машины… Может, вы в нетрезвом состоянии за руль сели и автомобилем за забор зацепились? Тогда страховка не выплачивается». Кстати сказать, дело не конкретно в «Ингосстрахе» — почти все страховые компании, как выяснилось, действуют одинаково в подобных случаях.
Верится с трудом, что какой-либо пьяный водитель додумался лично и безотлагательно оформлять «обзаборные» повреждения своей машины у милиционеров. Но, имея опыт бесплодной дискуссии в банке, оспаривать доводы страховщиков я уже не стал. Покорно повлекся в сторону отдела ГИБДД (ГАИ).
От посещения Госавтоинспекции никаких неожиданностей, тем более приятных, изначально не ждал. Вернее, был заранее готов к стоянию в очередях, к постоянному раздражению инспекторов, на годы вперед уставших от наплыва автомобилистов. Все это приходилось видеть во время неоднократных визитов в ГАИ по самым разным поводам. И все же в отдельном батальоне ДПС ГИБДД УВД Южного административного округа г. Москвы меня сумели удивить.
Начальник штаба батальона Михаил Акатьев сразу подписал мое заявление и без лишних сложностей приказал выделить инспектора, который оформит аварию. А вот потом и начались настоящие мытарства. Молоденький сержант милиции посмотрел мою машину прямо возле здания ГАИ и предложил переехать к точке за три километра, чтобы там оформить аварию. Он заступал в патрулирование и обязан был незамедлительно убыть на маршрут. Переехали, встретились. Затем перебрались еще за пару километров. Оформили, наконец. «Все, — подытожил сержант, — через три дня пожалуйте на разборку в батальон, где и получите свою справку». Но ни через три, ни спустя пять дней я так и не получил ее. Отстаивая по 5-6 часов в очередях, попадал на прием к инспектору по административной практике и... ничего.
— Ваших документов у меня нет, и в журналах регистрации ваша авария не значится, — сообщал в очередной раз инспектор.
— И что же мне делать теперь?
— А кто его знает, — разводил руками утомленный майор милиции. — Попробуйте, что ли, разыскать того, кто смотрел ваш автомобиль. Пусть объяснит, куда задевал бумаги.
Выйти на сержанта удалось спустя еще два дня. Было очень непросто искать его среди сменяющих друг друга на дежурстве четырехсот сотрудников подразделения ГИБДД. Тем не менее, вместе с ним обнаружили в одном из десятков регистрационных журналов запись, подтверждающую проведенный осмотр автомобиля. Не находились никак лишь сданные сержантом в вычислительный центр батальона документы. Десяток компьютеров есть, содержащийся в них огромный массив сведений о всевозможных ДТП имеется, только следов моего скромного дела нет ни в бумажном, ни в электронном виде. Растворились следы в недрах неповоротливой бюрократической машины.
Пришлось оформлять документы повторно. И уже под контролем сразу четырех сотрудников ГИБДД они еще через день обернулись скромной, но такой необходимой мне справкой.
— У нас до четверти от всех обращений граждан составляют вот такие же, как у вас, случаи мелких повреждений машин, — поделился своими наблюдениями выдавший справку все тот же утомленный майор. — Мы должны оформлять все. И не ропщем.
— Но для ГАИ какой-то смысл в этом присутствует?
— Никакого! С первого взгляда обычно видно, что на машине следы элементарной неаккуратности водителя, которая, кроме как ему самому, никому больше вреда не причинила.
В итоге целых две недели у меня ушло на то чтобы получить направление на ремонт слегка поцарапанной машины.
...Банк, страховая компания, ГАИ-ГИБДД, что еще впереди? Радость от обретения нового автомобиля как-то быстро улетучилась. Читаю в своей же газете про западный опыт, и с грустью размышляю о том, почему даже самое лучшее, проверенное десятилетиями, при столкновении с нашей действительностью меркнет. Отчего то, что призвано облегчить жизнь, оборачивается неудобством? Да, одной схемы хорошей жизни мало, систему надо менять. Или это у нас от неблагоприятности климата?..
Олег Владыкин
Эту статью и еще массу других интересных материалов вы можете прочитать в газете «АВТОМОБИЛЬНЫЕ ИЗВЕСТИЯ» (www.autoizvestia.ru)