Анатолий Чернов
К ноябрю 2002 г. рекламист Антон Куклин успел поработать в нескольких известных петербургских компаниях. Он прошел путь от копирайтера до брэнд-менеджера и директора по маркетингу. За плечами был 10-летний опыт работы. В какой-то момент Куклин понял, что возможностей для профессионального развития в родном городе больше нет.
Он решил переехать в Москву и найти работу в какой-нибудь из крупнейших международных компаний. Куклин разослал 200 резюме в московские рекрутинговые и рекламные агентства, однако не получил ни одного отклика.
"Я тогда подумал, что все мои достижения не имеют значения в другом городе. Если в Петербурге компанию "Максидом", для которой я делал рекламу, знают все, то в Москве это имя ничего не говорит", - вспоминает Антон Куклин. Большинство знакомых советовали ему поехать в Москву и лично посетить интересующие компании. Но он прислушался к другому совету. "Мой приятель, долгое время проживший в Европе, сказал, что на Западе принято делать портфолио и выкладывать его на своем сайте. В конце концов, основные результаты работы имеют визуальные образы, и описывать их в резюме просто бесполезно", - рассказывает Куклин.
За программирование и поддержание личного сайта на год вперед Антон Куклин отдал около $300. И в середине февраля 2003 г. он сделал новую рассылку. Теперь его послание содержало предельно сжатую информацию о себе и ссылку на сайт www.kuklin.sp.ru. Приглашения посыпались сразу, и уже 5 марта он начал работать в компании "Юнилэнд". А спустя некоторое время получил предложение, о котором мечтал. Московское представительство международного сетевого рекламного агентства Young & Rubicam пригласило его к себе редактором-сценаристом. Он предложение принял и сейчас работает для таких марок, как Philip Morris, Heineken и Revlon. Свой сайт с тех пор он не обновлял.
"Сайт в Интернете позволяет представить себя более полноценно, - убеждена руководитель департамента по работе с компаниями медиа-индустрии агентства "Контакт" Ирина Соловьева. - За формальным резюме рекрутер всегда рискует просмотреть интересную личность. Ведь оценка в этом случае идет только по формальным критериям. Представьте, как, например, можно оценить Хворостовского, ориентируясь только на резюме".
У каждого рекрутера есть несколько интернет-ресурсов по подбору персонала, которые он регулярно посещает. По словам Соловьевой, до недавнего времени считалось, что в Интернете размещают информацию о себе только специалисты среднего уровня. "Но оказалось, что это не так. Мы регулярно проводим исследование среди работодателей на тему, какими способами они ищут персонал. Так вот, если четыре года самым распространенным был поиск среди знакомых, то сейчас этот вид поиска неуклонно теряет популярность, а вот поиск в Интернете столь же неуклонно растет", - говорит Ирина Соловьева.
Однако собственный интернет-ресурс полезен не только для поиска работы. Более того, этот вид самопродвижения оптимален для узкого круга специалистов. Большинство личных сайтов создано с иными целями.
Вне зависимости от целей личный сайт - это всегда пиар, убежден управляющий партнер агентства "Михайлов и партнеры" Сергей Михайлов. Он выделяет три большие группы людей, которым имеет смысл создавать подобные ресурсы. Во-первых, это звезды шоу-бизнеса - сайты позволяют им поддерживать контакт с фанами и оперативно информировать о предстоящих событиях. Во-вторых, это практически все специалисты, работающие индивидуально, например юристы, независимые консультанты и т. п. И наконец, в-третьих, это первые лица публичных компаний. "Личный сайт CEO может быть частью кампании по раскрытию информации. Но такие сайты в России пока редкость", - замечает Сергей Михайлов.
Президент корпорации "Строймонтаж" (Москва) Сергей Полонский говорит, что его личный сайт www.polonsky.ru, созданный два года назад, помогает проводить политику открытой компании. "Люди, покупающие у нас квартиры, должны знать человека, который управляет компанией", - убежден Сергей Полонский. Он также считает, что это удобно партнерам, с которыми компания заключает контракты или делает совместные проекты. Они всегда могут зайти на сайт и узнать, с кем имеют дело, а не собирать информацию из непонятных источников. "Практически все, с кем заключаем контракты, заходят на этот сайт", - говорит Сергей Полонский.
Сайт Михаила Матовникова, руководителя банковского направления Рейтингового агентства "Интерфакс" (/redir.php?url=matov.narod.ru%29 , не обновлялся уже два года. Тем не менее его создатель говорит, что отклики с него приходят почти каждую неделю до сих пор. Хотя посещаемость небольшая, порядка 50 людей в день. "Он был нужен, когда я занимался наукой, - говорит Михаил Матовников. - Это своеобразный личный архив, на который я всегда мог отправить заинтересовавшегося моими работами человека. Да мне и самому удобно хранить там публикации. Всегда можно оперативно взять то, что нужно".
Сайт президента Vision International People Group Дмитрия Буряка (www.buriak.com) вообще напоминает компьютерную игрушку. Зато назначение сайта председателя правления РАО ЕЭС Анатолия Чубайса - www.chubais.ru - вполне понятно. Самая популярная тема форумов - "Анатолий Чубайс - последовательный курс из хаоса к рынку", а непопулярная - "Причины медленного развития экономики". Еще есть интерактивный опрос, из которого следует, что появление в избирательном списке СПС главы РАО ЕЭС укрепляет позиции партии более чем на 20%. А вообще, за СПС собирается голосовать почти 80% посетителей сайта.
По мнению гуру пиара Сергея Михайлова, с развитием Интернета создание личной странички в стратегическом смысле актуально для каждого. Роль человека в бизнесе растет с каждой минутой, говорит он, и в мире, где основными фондами являются не станки, а люди, теоретически сайт может быть полезен всем.
Разрабатывая форму и содержание сайта, стоит помнить, что это прежде всего реклама, и, следовательно, надо придерживаться предписанных ею канонов - все должно быть емко, информативно, по делу и красиво. Антон Куклин убежден, что ему помог найти работу даже не сам факт существования сайта, а то, как он был сделан. "Если бы мой сайт производил впечатление дешевой поделки, то я выглядел бы как сапожник без сапог, - говорит он. - Любому работодателю это будет резать глаз".
Статья получена: Клерк.Ру