Правительство РФ намерено к 2008 году создать полноценный рынок земли. Один из приоритетных вопросов — разграничение прав собственности Федерации, регионов и субъектов в ближайшие четыре года.
По идее земля принадлежит тому уровню власти, имущество которого на ней расположено. Но чтобы вступить во владение участком, орган власти должен зарегистрировать свою собственность на него. И на этом этапе часто начинаются проблемы...
По расчетам Минимущества
До сих пор процедура регистрации прав на землю была весьма громоздка. Только на перечень необходимых действий в Федеральном законе РФ «О разграничении государственной собственности на землю» отводится две страницы. Составление кадастрового плана, согласование с другими органами власти, передача документов на утверждение правительством РФ — на все это уходит от шести месяцев до года. Неудивительно, что, по словам замминистра имущественных отношений Андрея Алпатова, «на данный момент не разграничено порядка 92% площади РФ, которая составляет 1,7 млрд гектаров». В целях упрощения процедуры регистрации прав Минимущества подготовило поправки в законодательство, которые позволяют ускорить этот процесс.
Минимущества предлагает свести регистрацию прав собственности на землю к заявительному порядку. Органу власти для оформления собственности достаточно будет предоставить заявление и пакет документов в юридические инстанции. Уже сейчас этот способ применяется в отношении некоторых федеральных земель, например лесных массивов. Собственно выписка из закона, подтверждающая, что участок принадлежит Федерации, уже является основанием для регистрации права собственности. По мнению Минимущества, упрощенный механизм должен распространяться и на другие земли.
«Закон о разграничении прав на землю уже давно принят. Мы только вносим в закон поправки, согласно которым регистрация прав будет происходить уже на местном уровне и носить уведомительный, а не разрешительный характер. Не нужно будет прогонять весь массив документов через федеральный центр. Это значительно облегчит нам жизнь. Сейчас это огромная затрата времени, посудите сами: Россия занимает 1/6 мировой суши, а регистрация одного объекта занимает около года», — пояснил М2 руководитель отдела общественных связей Минимущества Александр Паршуков.
Как сказал А. Паршуков, «маловероятно, что местные власти будут этому противостоять. Во-первых, поправки к «Закону о разграничении государственной собственности на землю», как и поправки в Земельный кодекс (о них см. в М2 № 4 (160) от 28 января 2004 года, с. 06), согласованы с 80 регионами, т. е. с подавляющим большинством. Во-вторых, поправки касаются именно механизма разграничения, а не самого разграничения».
По мнению Минимущества, если сейчас не упростить процесс разграничения федеральных земель, полноценного рынка земли к 2008 году не будет. А если поправки в закон будут приняты, то, по предположению А. Алпатова, через 4 года 70% земель будут иметь официального владельца.
Московский сценарий
М2 уже писала о том, что 14 января 2003 года Конституционный суд отказался рассмотреть запрос столичного правительства о самостоятельном установлении цены на московскую землю. Суд обосновал отказ тем, что в существующем законе «О введении в действие Земельного кодекса РФ» четко прописан принцип, какие земли считать федеральными, а какие — московскими. Однако Москву такой поворот сюжета не устроил. Принципы принципами, а речь идет о конкретных участках дорогой столичной земли. «Суд установил, что цена на землю регулируется федеральными законами. Претензий никаких нет. Все предельно четко и ясно. Значит, остается лишь пытаться на законодательном уровне эти законы править. Правительство будет продолжать работу по отстаиванию своих интересов» — так в январе 2004 года прокомментировал ситуацию заместитель столичного мэра, глава комплекса экономической политики и развития города Юрий Росляк.
Не так давно была сделана попытка найти компромиссное решение: Минимущества и правительство Москвы создали совместную согласительную комиссию. С московской стороны ее представляет Ю. Росляк. По его словам, «эта комиссия работает персонально по каждому объекту. Не стоит ожидать того, что права на московскую землю очень быстро разграничатся. Некоторые моменты приходится рассматривать в судебном порядке», — объяснил М2 Ю. Росляк. Кроме того, Ю. Росляк сообщил, что «Москва перейдет к единообразной системе проведения конкурсов, тендеров и земельных аукционов».
Такое вот типично московское видение «упрощения механизма» разграничения прав на землю.
Итак, есть два основных сценария «дележа» московской земли: федеральный и московский. И оба пока формальны. В битве за землю забыт предмет вопроса: создание «нормального рынка земли». Так что предпринимателям придется подождать с земельным рынком, пока власти не выяснят отношения.
Владимир Клоницкий
Генеральный директор ЗАО «На Соколе», вице-президент МАГР:
— Никакого разграничения не происходит. К сожалению, несмотря на действие закона «О введении в действие земельного кодекса», который предписывает провести определенные действия, связанные с разграничением, позиция московских властей, которые до выборов мэра олицетворял г-н Толкачев, сводилась к тому, что «ни пяди московской земли мы не отдадим». И отсылы шли к известному закону о столице, который действовал еще при Ельцине, где было сказано, что все относится к Москве, кроме Кремля и правительства. В настоящее время нигде не озвучено изменение позиции города Москвы в части раздела земли. У нас процесс своеобразный, не европейский: сначала приватизируется здание, потом земля. Так вот, идея состоит в том, что, прежде чем разграничить землю, надо разграничить собственность. А в Москве даже памятники культуры и истории были полтора года предметом ожесточенных споров. И так до конца этот спорный список не был отрегулирован.
Некоторые здания, например ведомственные дома ЗИЛа, которые переданы Москве на баланс, продолжают оставаться собственностью Федерации. Это значит, что территория под ними принадлежит Федерации. Так что здесь пока полное затишье. Это весьма беспокоит всех нас. Здесь принципиально разнятся позиции федеральных и московских властей. Москва считает, что земля не должна покупаться и продаваться ввиду ее особой ценности на территории города, федеральная власть считает по-другому, да и законы определяют порядок.
Согласитесь, дипломатично сказано, что «комиссия начала работать». Ведь речь идет не о 10 памятниках, а о десятках тысяч домов, сооружений, зданий, которые надо разграничить. На годы затянется чисто техническая часть.
Мы, предприниматели, находимся в печальном положении: как же нам действовать, чем руководствоваться? Законы не действуют, действуют некие мнения и решения. Будем надеяться, что новая команда мэра начнет двигаться в этом направлении.
Алексей Гусев
Специалист департамента загородной недвижимости Penny Lane Realty:
— Процесс разграничения земли — объективно очень трудная и объемная задача: существует множество спорных территорий, с которыми никто не хочет расставаться. Риэлторы представляют на рынке земли интересы покупателей. А для покупателей и инвесторов самые основные качества рынка — стабильность, прозрачность, понятные юридические схемы. Та неопределенность, которая существует на земельном рынке России, препятствует нормальному развитию рынка и тем самым сдерживает поток инвестиций.
Анна Рубанова М2 - Квадратный метр
Статья о недвижимости получена: IRN.RU