Новое революционное инвалидное кресло? Не новое изобретено в 1995 году. Инвалидное кресло? Нет, его создатель, изобретатель Segway Дин Кеймен (Dean Kamen), утверждает, что это самодвижущийся стул на колёсах. Революционное?
Вот об этом и поговорим, ведь оно наконец-то поступило в продажу.
Для начала разберёмся в терминологии. Средство передвижения для инвалидов, о котором пойдёт речь, называется Independence iBOT 3000 Mobility System независимая мобильная система.
Не коляска, не кресло. И говорить о новизне системы всё равно, что называть новым наш журнал: мы рассказывали об iBOT 7 декабря 2001 года, за несколько дней до официального открытия "Мембраны".
13 августа 2003 года Управление по контролю над пищевыми продуктами и медикаментами (Food and Drug Administration FDA) по прошествии восьми лет (!) удовлетворилось-таки результатами испытаний и одобрило выпуск iBOT на рынок, чем несказанно обрадовало компанию Johnson & Johnson в лице её дочерней фирмы Independence Technology. Как-никак в iBOT они вложили более $50 миллионов.
| ||
Также начинается розничная продажа "кресла" вопреки ожиданиям, что iBOT будет стоить около $20 тысяч, цена поднялась практически до $30 тысяч, что вряд ли будет способствовать быстрому распространению системы в массах.
Но цена не единственный недостаток. Для последней третьей стадии испытаний систему выдали во временное пользование 18 инвалидам. Было это летом 2001 года. Несмотря на то, что FDA признало испытания успешными, некоторые "тестеры" выставили iBOT далеко не восторженные оценки.
| ||
Оказалось, некоторые из них отдали коляску назад со вздохом облегчения.
New York Times приводит мнение одного из испытателей 50-летнего доктора Ричарда Барбары (Rich Barbara), страдающего параличом нижних конечностей.
Все 14 дней катания на iBOT он, как оказалось, скучал по своей обычной инвалидной коляске: "Я был счастлив, когда мои две недели истекли".
| ||
Но в отличие от его обычной инвалидной коляски и других кресел с моторчиком система Кеймена оказалась слишком громоздкой, чтобы поместиться в автомобиле и потребовала микроавтобус.
Но когда он использовал стоячую функцию iBOT на кухне, чтобы дотянуться до верхних полок, и просто ездил там взад-вперёд, то занимал так много места, что жена и дети вынуждены были ретироваться в прихожую.
Но в ванной переместиться с iBOT на сиденье унитаза оказалось весьма непростым делом, да и чистка зубов была сравнима с подвигом. Эти трудности вместе с ценой $29 тысяч, по мнению Барбары, свидетельствуют явно не в пользу системы Кеймена.
У доктора Барбары не получилось погрузить iBOT в автомобиль, но кое-кому это удаётся (фото dynopower.freeserve.co.uk). |
Другой серьёзный вопрос для производителя и потенциальных пользователей как отнесутся к iBOT страховые компании? По словам представителей Johnson & Johnson, со страховщиками уже ведутся переговоры. Если они увенчаются успехом, то цену системы можно было бы включить в компенсационные выплаты.
| ||
Критики и конкуренты, в свою очередь, указывают на тот факт, что в той или иной степени автоматизированные инвалидные кресла продаются уже в течение нескольких лет в ценовом диапазоне $24-26 тысяч, и обычные ручные коляски они так и не вытеснили.
А подъём по ступенькам, с медицинской точки зрения, не такая уж необходимая функция. Собственно, о том же говорит доктор Рори Купер (Rory Cooper), также участвовавший в испытаниях.
Он считает, что люди с крепкими и сильными руками-плечами не станут продавать обычные коляски ради iBOT: для них перемещение в ручных колясках своего рода тренировка.
| ||
В том плане, что она самосбалансированная и поднимается по лестнице несомненно, однако привычные коляски она заменить не в состоянии. По крайней мере, в ближайшем будущем.
Ситуация вырисовывается почти такая же, как и с Segway, который не в силах быть альтернативой привычным автомобилям по очень многим причинам.
И iBOT, и Segway устройства дополнительные. Хотя и очень интересные.
Статья о науки и техники получена: Membrana.ru